Учебное пособие: Рекомендации воспитателям по осуществлению дифференцированного подхода в обучении вычислительной деятельности детей дошкольного возраста
Вычислительную деятельность дети усваивают, решая арифметические задачи, главным образом прямые, т.е. такие, где арифметическое действие (прибавить, вычесть) прямо вытекает из практических действий с предметами (добавили – стало больше; убавили – стало меньше). Это задачи на нахождение суммы и остатка. Дети знакомятся со сложением, когда к большему числу прибавляют меньшее, сначала прибавляют и вычитают число 1, затем число 2, а затем число 3.
Обучение вычислительной деятельности и знакомство с задачами следует вести поэтапно.
1-й этап – обучение составлению задач. Дети усваивают структуру задачи, выделяют условно и вопрос, овладевая действиями сложения и вычитания. Примеры для задач дети берут из окружающей жизни.
2-й этап – действие сложения и вычитания, правильное пользование приемами присчитывания и отсчитывания по 1, прибавляя или вычитая сначала число 2, а затем – и 3.
Такая последовательность при решении необходима. Она облегчает процесс усвоения вычислений.
Различают следующие виды задач: задачи-драматизации, задачи-иллюстрации и устные задачи.[29]
В задаче-драматизации отражаются действия, которые дети наблюдают и воспроизводят сами. В них обязательно должны содержаться числовые данные, а не ответ на вопрос.
В реке плавали 5 уток, 1 утка уплыла. Сколько уток осталось?
Часто дети не могут решить задачи, в которых встречается смысл слов: истратил, поделился, подарил. Об этом следует помнить воспитателям и учить детей различать эти понятия, их смысловое значение, подбирая слова противоположного значения: пришел – ушел, взял – отдал, прилетели – улетели, пришли – ушли, подняли – опустили. Надо предложить детям однокоренные слова противоположного значения, смысл которых детям трудно уловить: дал (он) – дала (ему), подарил (он) – подарили (ему), взял (он) – взяли (у него).
Особенно ценны задачи-драматизации на 1 этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставит вопрос для решения.
Развитию самостоятельности и накоплению опыта установления количественных отношений служат задачи-иллюстрации по картинкам и игрушкам. Детям дают картинки, на которых представлены и тема, и сюжет, и числовые данные. Первую такую задачу надо составить самому воспитателю.
Например, на картинке нарисованы дети, собирающие урожай яблок; один ящик грузит на машину. Рассматривая картинку, следует спросить: "Что здесь нарисовано? Что держат мальчики? Сколько у них ящиков? Что они делают? Если они отдадут один ящик (погрузят), больше или меньше у них останется ящиков? Что мы знаем?" Составьте условие задачи. О чем можно можно спросить? Вначале можно помочь детям наводящими вопросами, затем дать план: "Что нарисовано? Сколько? Что изменилось? Больше или меньше станет?"
Постепенно дети научатся рассматривать картинки и составлять задачи.
Для составления задач хорошо использовать рисунки, на которых изображен общий фон (лес, река, ваза, корзина. ель, яблоки). В разрезы рисунка вставляются плоские изображения предметов (шишки, яблоки, лодки, гуси, деревья).
Рассматривая картинку, следует выяснить: Что здесь нарисовано? Что лежит в корзинке? Сколько всего? Если один огурец отложить из корзинки, больше или меньше огурцов останется? Что мы знаем? Составьте условие задачи. О чем можно спросить.
В корзинке лежали 7 огурцов. Один огурец девочка положила в карман. сколько огурцов осталось в корзинке?
Предварить ответ можно наводящими вопросами, затем дать план: Что нарисовано? Сколько? Что изменилось? Больше или меньше станет? В дальнейшем надо учить детей самостоятельно рассматривать картинки и составлять задачи.
Развитию воображения и самостоятельности способствует составление задач об игрушках. Например, на кукольном столе стояли 4 маленькие чашки и 1 большая. Сколько всего чашек на столе?
Постепенно переходим к составлению задач без опоры на наглядный материал. Спешить с их составлением не следует, так как дети, легко схватывают схему задачи, начинают ей подражать. Например, папа купил 6 шаров, 1 шар он отдал девочке. Сколько шаров осталось у папы?
Подготавливая дошкольников к решению устных задач, можно использовать такой прием: рассказать им задачу и предложить проиллюстрировать ее с помощью кружков, квадратов или косточек на счетах. Надо учить детей запоминать условия задачи. С задачей следует познакомить детей на первом занятии, на втором и третьем – с ее структурой. Дети узнают, что в задаче есть условие и вопрос. Особо подчеркнуть наличие в условии задачи не менее двух чисел, дать понятие о смысле количественных изменений: соединили две группы предметов (к одной группе добавили другую), их стало больше, чем было, отделили столько-то предметов, убавили – стало меньше, чем было.[29]
Саша принес 3 мяча. Таня принесла еще 1. Сколько всего мячей принесли Саша и Таня?
Важно привлечь внимание детей к количественному отношению между числовыми данными задачи: Сколько мячей принесли Саша и Таня? Сколько мячей принесла Таня? Больше или меньше мячей стало после того, как Таня принесла еще 1? Больше или меньше у нас получилось мячей, чем принесла Таня? Почему?
Дети объясняют, что Таня принесла 1 мяч, всего мячей – 4, 4 больше 1.
Воспитатель говорит:
– Я составила задачу, а вы ее решили. Теперь мы будем учиться составлять и решать задачи. Я составила задачу так: сначала рассказала о том, сколько мячей принес Саша и сколько Таня, а затем спросила, сколько всего мячей принесли Саша и Таня. Вы ответили, что Саша и Таня принесли 4 мяча. Вы правильно ответили на вопрос, решили задачу.
Надо добиваться точного, развернутого ответа на вопрос задачи. Если ребенок упускает что-то (говорит лишь о количестве), надо заметить:
– Непонятно, о каких зайчиках идет речь.
Давать задания следует всем детям одновременно – придумать задачу о том, что они делали, чем занимались.
– На верхнюю полоску карточки поставьте 1 цыпленка, а на нижнюю – 3 цыплят. Расскажите о том, что вы сделали.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--