Какие 5 вопросов можно задать моцарту из трагедии "моцарт и сальери"?
Какие 5 вопросов можно задать моцарту из трагедии "моцарт и сальери"?
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
Осенью 1830 года в Болдино Пушкин написал четыре трагедии: «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери». Поэт планировал создать еще девять пьес, но не успел осуществить свой замысел.
Название «маленькие трагедии» появилось благодаря самому Пушкину,
который так охарактеризовал свои драматургические миниатюры в письме к
критику Плетневу. Читатели познакомились с «Моцартом и Сальери» в конце
1831 года в альманахе «Северные цветы». Но первые наброски произведения
датированы 1826 годом, что говорит о длительном интересе автора к этой
теме.
Трагедию «Моцарт и Сальери» можно отнести к классицизму.
Написано произведение белым пятистопным ямбом, который еще называют
«шекспировским». Действие происходит в очень короткий промежуток
времени, события развиваются последовательно. Так соблюдается единство
времени, места и действия. Известно, что первоначально пьеса носила
название «Зависть». Исследованию и обличению этого порока она и была
посвящена.
Произведение состоит всего из двух сцен. Но, несмотря на краткость,
Пушкин поднимает здесь глубокие вопросы, раскрывает трагедию
человеческой души, проникает в психологию своих героев. Дружба,
творчество, отношение к миру и себе, понятие о таланте и гениальности –
все это переплетено и приправлено острым драматическим конфликтом.
В пьесе всего три действующих лица: Сальери, Моцарт и
слепой скрипач. Все герои произведения – вымышленные. Они лишь условно
совпадают с реально жившими в XVIII веке композиторами. Пушкин
использовал легенду об отравлении Моцарта, чтобы показать, как зависть
иссушает душу человека и приводит его к преступлению.
Центральная фигура трагедии – Сальери. Долгим и трудным был его путь к
славе. С детских лет влюбленный в музыку, умеющий тонко чувствовать ее
красоту, Сальери всю жизнь положил на алтарь искусства, отказался от
других занятий и радостей. Он упорно трудился, чтобы изучить все тайны
музыки, освоить законы ее создания. «Ремесло поставил я подножием искусству», – признается герой.
Благодаря своему усердию Сальери удалось подняться на вершину
известности. Он научился создавать произведения по правилам гармонии, но
в его творениях нет подлинной жизни, «божественной искры». «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп», – говорит композитор.
Сальери считает искусство делом избранных. Он с презрением смотрит на
простых людей, которые не относятся к музыкальной элите. До тех пор,
пока в окружении Сальери находятся такие же талантливые «трудяги»
как он, композитор счастлив и спокоен. Ему не приходит в голову
завидовать славе тех, кто добился признания таким же путем. Но вот
появляется Моцарт. Его музыка легка, радостна, свободна и настолько
прекрасна, что никто не может создать подобное. И в сердце Сальери
черной змеей вползает зависть.
Он считает несправедливым, что такой дар получен не в качестве
награды за преданность искусству и огромный труд, а случайно, при
рождении. Моцарт отмечен Богом, он гениален. Сальери видит это,
восхищается его музыкой: «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь».
Но поведение гения никак не соответствует его статусу. Сальери не может
простить легкий и веселый нрав Моцарта, его жизнелюбие, считает друга «праздным гулякою» и «безумцем».
Нельзя называть свои блестящие произведения «безделицей», нельзя смеяться над тем, как слепой скрипач коверкает твои прекрасные сочинения. «Ты, Моцарт, не достоин сам себя»,
– произносит свой приговор Сальери. Он осознает, что завидует, понимает
всю низость этого чувства, но пытается оправдать себя рассуждениями о
том, что гений Моцарта бесполезен. Никто не сможет ничему научиться у
него, достичь его высот. Гения необходимо «остановить – не то мы все погибли».
Искусство для Моцарта – сама жизнь. Он творит не ради славы и выгоды,
а ради музыки. Но легкость, с которой создаются произведения,
обманчива. Композитор говорит о томившей его бессоннице, в результате
которой пришли «две–три мысли». Моцарт берется писать на заказ
«Реквием», потому что нуждается в деньгах. Он искренне считает Сальери
другом, тут же причисляет к гениям и его. Моцарт открыт и честен, не
допускает мысли о том, что человек, посвятивший себя светлым идеалам
искусства, способен на злодейство.
Интересно, какие художественные средства находит для своих героев
Пушкин. Речь Сальери гладкая, напыщенная, полна литературных штампов. Он
высказывается часто и уверенно, но беседует сам с собой. На его
монологах построено почти все произведение. Моцарт говорит мало и
неуверенно. В его речи постоянно встречаются слова: «что-то», «кто-то», «кое-что». Но главную фразу трагедии «гений и злодейство – две вещи несовместные» произносит именно Моцарт. А еще в пьесе звучит только музыка Моцарта и нет ни одной ноты Сальери.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы