Учебное пособие: Методика изучения звуков на уроке русского языка в начальной школе

Урок 1

Задачи:

1: Сообщение темы урока: -Сегодня мы изучим новые звуки. Но сначала давайте подготовим наш артикуляционный аппарат.

2:Артикуляционная гимнастика.

1. Жил был язычок, длинный – предлинный, вот такой. Рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно на счет «раз – два». (повторить 8 – 10 раз)

2. Жил он за заборчиком - зубами. Покажите, какой ровный заборчик – зубы. Оббьем движений – как при артикуляции звука «и». Под счет «раз – два» губы раздвигаются и снова смыкаются. (повторить 8 – 10 раз).

2а): А с какими, вы узнаете, поиграв в игру «Доскажи словечко»:

Целый день он спать не прочь.

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать…(сверчок).

То погаснет , то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый …(светлячок)

Ходит длинный, пасть с клыками.

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромный он,

Ты узнал, кто это?...(слон)


2б) - Что общего в словах сверчок, светлячок, слон? (Это живые существа. Слова начинаются на звук [с] – согласный, глухой, твердый.)

- вспомните слова со звуком [с']. (Сено [с'], силач [с'], сирота [с'] и др.)

2в) Дорисуйте схему - "звуковичка". С.

3:Звуковой анализ слова со звуком [с] слон, [с'] сено

4: Постановка звуков:

- При произнесении звука [с] язык упирается в нижние зубы и образует желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. По бокам желобок закрыт боковыми краями языка. Струя воздуха холодная, вы ее можете ощутить, если поднесете ко рту руку (тыльной стороной кисти).

Вспомните, с каким звуком воздух выходит из насоса и свистит («с – с – с – с – с»)

5:Автоматизация усвоенного звука: сначала в закрытых слогах: ас, ос, ус, ыс; словах: ус, нос, мыс, квас, овес, рис, миска, леска, пляска, коляска; затем в открытых слогах : са, со, су, сы; словах: оса, коса, лиса, весы, косы, волосы, песок, кусок (ученики повторяют за учителем).

Звук [с'] можно вызвать путем подражания после того, как звук [с] будет автоматизирован. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю (ученики повторяют за учителем). При этом ребенок должен улыбаться, так как растягивание уголков рта способствует продвижению языка вперед и смягчению звука.

- Улыбнитесь и повторяйте за мной.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 320
Бесплатно скачать Учебное пособие: Методика изучения звуков на уроке русского языка в начальной школе